Как известно, любое изобретение, созданное человеком, становясь доступным широкой публике, тут же превращается в объект смелых экспериментов, доработок и переделок, производимых над ним как инженерами солидных компаний, так и руками домашних умельцев. Целью подобных манипуляций с попавшим в цепкие руки энтузиастов-конструкторов «подопытным материалом» может быть придание исследуемым предметам новых свойств или полезных «примочек», создание нового оригинального образца или желание потешить собственное самолюбие. В результате на свет появляется целое семейство похожих или не очень, но имеющих родственные черты вариантов первоначального изделия.
Не обошло стороной подобное явление и такой широко известный сегодня музыкальный инструмент как бас-гитара. Появившись на свет сравнительно недавно (в 1951 году Лео Фендером была создана первая серийная модель – легендарный Fender Precision Bass), современный «бас» представляет собой целое семейство гитар, объединенных одним общим признаком – звучанием в нижнем диапазоне частот.
Критериев для выделения различных типов бас-гитар можно найти великое множество. Это может быть количество струн и ладов, расположение звукоснимателей, принцип формирования звука либо еще что-то.
Самый заметный взгляду критерий – количество струн. Несмотря на то что подавляющее количество бас-гитар четырехструнные, компании-производители музыкальных инструментов предлагают всем желающим попробовать для себя что-то новое помимо классики также и пяти-, шести-, и даже двенадцатиструнные басы. Увеличение количества струн расширяет диапазон рабочих частот гитары, но в то же время требует использования более качественного, а значит – дорогого, оборудования для «шлифовки» проявившихся звуков.
По принципу формирования звука бас-гитары можно разделить на электрические и акустические. В первом случае звучание инструмента происходит за счет преобразования электромагнитных волн в звуковые. В «акустике» используется резонирующий эффект полого корпуса. Акустические бас-гитары легче своих электрических собратьев, однако, имеют более тихую игру. В попытках достигнуть большей громкости звучания «акустики» могут привести к закольцовыванию звука (так называемый микрофонный эффект или фидбэк).
Наиболее распространенным принято считать разделение бас-гитар на типы в зависимости от расположения звукоснимателей на корпусе инструмента. Здесь выделяют четыре разновидности бас-гитар:
- пресижн-бас (precision, Р) – звукосниматели расположены в шахматном порядке один возле другого, смещаясь в противоположные стороны от продольной оси инструмента;
- джаз-бас (jazz bass, J) – звукосниматели (т. н. синглы) расставлены на значительном расстоянии друг от друга. Это позволяет добиться более динамичной и разносторонней игры в сравнении с пресижном, так как далеко расположенные синглы позволяют снимать различное звучание струн;
- комбинированный бас (precision+jazz bass, Р+ J) – верхня пара звукоснимателей расположена в шахматном порядке, а снизу добавлен одиночный датчик – сингл. Является наиболее распространенным вариантом, сочетая в себе достоинства как пресижна, так и джаз-баса;
- хамбакер (humbucker, H) – звукосниматель состоит из двух катушек, прикрепленных к металлической пластине. Имеет плотный и мощный звук с меньшим количеством шумов, что проявляется в его названии.
В зависимости от наличия ладов различают ладовые и безладовые бас-гитары, на грифе которых отсутствуют ладовые порожки. В этом случае струны прижимаются непосредственно к накладке грифа. В целях удобства на гриф безладовой гитары могут быть нанесены линии для отметки ладов.
Представленная классификация не является исчерпывающей. Однако, она позволяет получить представление о существующем многообразии семейства бас-гитар. Проявив немного фантазии, можно найти и еще какие-нибудь критерии, по которым можно отнести инструмент к той или иной категории.